Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростком

Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

 Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

 Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).

 Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

 Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

 О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.

 Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

Рекомендации для родителей по взаимодействию с агрессивными подростками.

 Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка/подростка;
- выражение понимания чувства ребенка (« Конечно, тебе обидно...»)
- переключение внимания, предложение какого-либо задания;
- позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому что ты устал...»)

 Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессия не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют подобную модель поведения для привлечения внимания к себе. Если ребенок/подростков проявляет гнев в допустимых пределах, нужно позволить ему обозначить свои чувства, выразить их, отреагировать и переключить его внимание на что-то другое.

 2. Акцентирование внимание на поступках, а не на личности.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволят техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он себя во время проявления агрессии вел, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Анализируя проблему, не стоит припоминать прошлых поступков ребенка. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение.

 Важно установить с ребенком обратную связь. Для это используются следующие приемы:
- констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»)
- констатирующий вопрос («ты злишься?»)
- раскрытие мотивов поведения («Ты хочешь обидеть меня?» «Ты хочешь показать силу?»)
- обнаружение собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится...», «Я сержусь...»)
- апелляция к правилам.

 3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Родителям необходимо тщательно контролировать свои эмоции. Возникающие раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность - это нормальные отрицательные эмоции на подобную ситуацию. Уверенное поведение взрослого - образец для ребенка.

4. Снижение напряжения ситуации
Основная задача взрослого - уменьшить напряжение ситуации. Типичными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти;
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, разговор «сквозь зубы»;
- сарказм, насмешки, высмеивание;
- негативная оценка личности ребенка, его окружения, близких друзей, семьи;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди;
- наказания или угрозы наказания;
- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;
- оправдания, подкуп, награды;
-команды, жесткие требования.

 5. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение необходимо после того, как ситуация успокоится, в то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это делать наедине без свидетелей, и только потом обсуждать это в группе или семье. Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность.

 6. Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку, особенно подростку, очень трудно признать свое поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избегать подобных ситуаций любой ценой. Плохая репутация, закрепившаяся за ребенком, становится самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

 Для сохранения положительной репутации ребенка необходимо:
- публично минимизировать вину подростка («Ты неважно чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»); но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполни ть ваше требование по-своему;
- предложить подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

 7. Демонстрация модели неагрессивного поведения
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поседения. Взрослым нужно вести себя агрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Можно применить:
- пауза, дающая ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.

Главное условие - искренность взрослого, соответствие невербальных реакций словам.

 

На главную страницу