Урок русской литературы в 11 классе
Тема: А.И. Солженицын. Очерк жизни и творчества.
Тема трагической судьбы человека в условиях несвободы.
Сталинизм как народная трагедия
Цель:
– показать значение фигуры Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны;
– раскрыть публицистичность рассказа «Один день Ивана Денисовича», его значение, вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа;
– показать связь художественной литературы с историей и другими дисциплинами;
– развивать выразительное чтение, аналитическое мышление;
– воспитывать интерес к личности и творчеству писателя.
Эпиграф:
О люди, Люди с номерами!
Вы были люди, не рабы,
Вы были выше и упрямей
Своей трагической судьбы.
Ход урока
1. Слово учителя. Тема нашего урока звучит так: «Сталинизм как народная трагедия. Тема трагической судьбы человека в условиях несвободы». К уроку я выбрала следующий эпиграф (зачитать).
– Мы будем работать с вами в творческих группах.
Первая группа расскажет о жизни и творчестве А.И Солженицына.
Вторая – будет давать исторические справки.
Третья – справки по теории литературы и языкознанию.
Четвертая – будет исследовать рассказ «Один день Ивана Денисовича».
– А. Солженицын – выдающийся русский писатель, одним из первых раскрывший социальные, моральные и психологические корни тоталитаризма в советской стране, обличавший сталинскую диктатуру в своих произведениях.
– Итак, послушаем о жизни и творчестве писателя.
2. Выступает группа №1 и 3
– Детство и юность. Во время войны
– История «СССР в послевоенные годы»
– Арест и приговор. Заключение
– История (1953-1964)
– Освобождение и ссылка. Реабилитация. Первые публикации
– История (1965-1985)
– Языкознание (диссидентство)
– Диссидентство. Изгнание
– История (перестройка)
– Снова в России
3. Слово учителя.
–Произведению А.И.С. «Один…» принадлежит особое место в литературе и общественном сознании. Рассказ первоначально носил название «Щ-854. Один день одного зека»
4. Группа №3 рассказывает об истории рассказа, о его композиции и своеобразии языка, а также раскроет смысл некоторых слов, встречающихся в произведении.
5. Слово учителя.
–Представленный в повести каторжный лагерь – лишь часть той панорамы сталинизма, которую изобразил Солженицын. Каждый из зэков переживает свою личную трагедию, его гнетет груз воспоминаний, не дают покоя думы о близких.
Беседа по рассказу
– Восстановите прошлое Ивана Денисовича. Как он попал в лагерь?
– Почему день, описанный в повести, кажется Шухову «почти счастливым»?
– Какие «счастливые» события происходят с героем?
– Почему автор выбрал «счастливый» день? Согласны ли вы с определением «счастливый»?
– Какое значение имеет описание обыденности происходящего?
– Что помогает герою устоять, остаться человеком?
– О ком из зэков автор пишет с симпатией?
– Кто из героев рассказа противопоставлен Шухову?
– Прокомментируйте образ героя, не названного по имени – «высокого молчаливого старика»
6. Викторина (участвуют все)
– Как первоначально называлось произведение?
– О каком герое повести идет речь? («Рядом с Шуховым…»)
– О ком рассказывает Солженицын? («…Эти были оба белые…»)
– Чья жизненная история описана в этом отрывке? (А было вот как:…»)
– О судьбе какого героя повествует этот отрывок? («Я и переел командиром…»)
– Что строят зэки? Как Шухов относится к своей работе? В каких условиях работают заключенные?
– Что Шухов прятал в одной из рукавиц? Для чего эта вещь была ему нужна? Какими еще запрещенными вещами обладал герой?
– Какие именно «удачи» выдались герою на протяжении всего дня?
7. Слово учителя. В лице «незлобливого», терпеливого Ивана Денисовича Солженицын воссоздал символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к нравственным порокам.
Один день Ивана Денисовича разрастается до пределов целой человеческой жизни, до масштабов народной судьбы, до символа целой эпохи в истории России.
Наш урок я хотела бы закончить словами из отрывка поэмы А. Твардовского «По праву памяти»
Чтение отрывка учащимися.
8. Рефлексия. О чем заставил вас задуматься этот урок?
9. Комментирование оценок.
10. Домашнее задание. Прочитать рассказ А.Солженицына «Матренин двор». Составить письменно вопросы к нему.
Приложение
СПРАВКА
ДИССИДЕНТ – Тот, кто отступает от господствующего вероисповедания. Тот, кто не согласен с господствующей идеологией; инакомыслящий.
БУР – Барак Усиленного режима, внутрилагерная тюрьма.
ВАГОНКА – лагерное устройство для тесного спанья.
КВЧ – Культурно-Воспитательная Часть. Отдел лагерной администрации, ведающий агитацией, библиотекой, перепиской.
КОНДЕЙ – карцер. Без вывода – содержат как в тюрьме. С выводом – только ночь в карцере, а днем выводят на работу.
ОБЩИЕ РАБОТЫ – главные по профилю данного лагеря, на которых работает большинство зэков и где условия наиболее тяжелы.
ППЧ – Планово-Производственная Часть. От дел лагерной администрации.
ПРИДУРОК – работающий в административной должности ( но бригадир – не придурок) или в сфере обслуживания – всегда на более легкой, привилегированной работе.
С понтом – делая вид.
ФИТИЛЬ (блатн.) – доходяга, сильно ослабший человек.
ШЕСТЕРИТЬ – услуживать лично кому-либо.
ШМОН – обыск.
Рассказ «Один день Ивана Денисовича» был задуман в Экибастузском особом лагере зимой 1950/51. Написан в 1959 в Рязани, где А.И. Солженицын был тогда учителем физики и астрономии в школе. В 1961 послан в «Новый мир». Решение о публикации было принято на Политбюро в октябре 1962 под личным давлением Хрущева. Напечатан в «Новом мире», 1962, №11; затем вышел отдельными книжками в «Советском писателе» и в «Роман-газете». Но с 1971 года все три издания рассказа изымались из библиотек и уничтожались по тайной инструкции ЦК партии. С 1990 года рассказ снова издается на родине.
Образ Ивана Денисовича сложился из облика и повадок солдата Шухова, воевавшего в батарее А.И. Солженицына в советско-германскую войну (но никогда не сидевшего), из общего опыта послевоенного потока «пленников» и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные герои рассказа – взяты из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.
Композиция произведения – хронологическая, близкая по форме к репортажной, очерковой. Но писатель отходит от прямого повествования, создает ретроспективные эпизоды (Иван Денисович постоянно вспоминает годы войны), предоставляет слово «внесценическим» персонажам (например, мы знакомимся с письмом, которое жена Шухова направила своему мужу). Таким образом, движение сюжета приближается к композиционному решению, когда каждый отдельный эпизод живет в произведении как самостоятельный сюжет. Следовательно, композиция повести подчиняется не заранее избранной схеме, а живому течению событий.
Своеобразие языка. В нем просматривается три стилистические группы. Во-первых, это речь самого Ивана Денисовича – крестьянина, человека, большого образования не получившего. Второй пласт речи представлен арготизмами, лагерной «феней»: шмон, придурки и т. д. И, наконец, удивительнейшее языковое явление представляет собой авторская речь. Писатель отыскивает слова редкие, чаще устаревшие, но обретающие под его пером новое звучание.
Карпович С.А., учитель русского языка и литературы