Урок русской литературы в 11 классе

Тема: А.И. Солженицын. Очерк жизни и творчества.

Рассказ «Один день Ивана Денисовича».

Тема трагической судьбы человека в условиях несвободы.

Сталинизм как народная трагедия

Цель:

показать значение фигуры Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны;

раскрыть публицистичность рассказа «Один день Ивана Денисовича», его значение, вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа;

показать связь художественной литературы с историей и другими дисциплинами;

– развивать выразительное чтение, аналитическое мышление;

воспитывать интерес к личности и творчеству писателя.

Эпиграф:

О люди, Люди с номерами!

Вы были люди, не рабы,

Вы были выше и упрямей

Своей трагической судьбы.

Ход урока

1. Слово учителя. Тема нашего урока звучит так: «Сталинизм как народная трагедия. Тема трагической судьбы человека в условиях несвободы». К уроку я выбрала следующий эпиграф (зачитать).

– Мы будем работать с вами в творческих группах.

Первая группа расскажет о жизни и творчестве А.И Солженицына.

Вторая – будет давать исторические справки.

Третья – справки по теории литературы и языкознанию.

Четвертая – будет исследовать рассказ «Один день Ивана Денисовича».

– А. Солженицын – выдающийся русский писатель, одним из первых раскрывший социальные, моральные и психологические корни тоталитаризма в советской стране, обличавший сталинскую диктатуру в своих произведениях.

– Итак, послушаем о жизни и творчестве писателя.

2. Выступает группа №1 и 3

– Детство и юность. Во время войны

– История «СССР в послевоенные годы»

– Арест и приговор. Заключение

– История (1953-1964)

– Освобождение и ссылка. Реабилитация. Первые публикации

– История (1965-1985)

– Языкознание (диссидентство)

– Диссидентство. Изгнание

– История (перестройка)

– Снова в России

3. Слово учителя.

–Произведению А.И.С. «Один…» принадлежит особое место в литературе и общественном сознании. Рассказ первоначально носил название «Щ-854. Один день одного зека»

4. Группа №3 рассказывает об истории рассказа, о его композиции и своеобразии языка, а также раскроет смысл некоторых слов, встречающихся в произведении.

5. Слово учителя.

–Представленный в повести каторжный лагерь – лишь часть той панорамы сталинизма, которую изобразил Солженицын. Каждый из зэков переживает свою личную трагедию, его гнетет груз воспоминаний, не дают покоя думы о близких.

Беседа по рассказу

– Восстановите прошлое Ивана Денисовича. Как он попал в лагерь?

– Почему день, описанный в повести, кажется Шухову «почти счастливым»?

– Какие «счастливые» события происходят с героем?

– Почему автор выбрал «счастливый» день? Согласны ли вы с определением «счастливый»?

– Какое значение имеет описание обыденности происходящего?

– Что помогает герою устоять, остаться человеком?

– О ком из зэков автор пишет с симпатией?

– Кто из героев рассказа противопоставлен Шухову?

– Прокомментируйте образ героя, не названного по имени – «высокого молчаливого старика»

6. Викторина (участвуют все)

– Как первоначально называлось произведение?

– О каком герое повести идет речь? («Рядом с Шуховым…»)

– О ком рассказывает Солженицын? («…Эти были оба белые…»)

– Чья жизненная история описана в этом отрывке? (А было вот как:…»)

– О судьбе какого героя повествует этот отрывок? («Я и переел командиром…»)

– Что строят зэки? Как Шухов относится к своей работе? В каких условиях работают заключенные?

– Что Шухов прятал в одной из рукавиц? Для чего эта вещь была ему нужна? Какими еще запрещенными вещами обладал герой?

– Какие именно «удачи» выдались герою на протяжении всего дня?

7. Слово учителя. В лице «незлобливого», терпеливого Ивана Денисовича Солженицын воссоздал символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к нравственным порокам.

Один день Ивана Денисовича разрастается до пределов целой человеческой жизни, до масштабов народной судьбы, до символа целой эпохи в истории России.

Наш урок я хотела бы закончить словами из отрывка поэмы А. Твардовского «По праву памяти»

Чтение отрывка учащимися.

8. Рефлексия. О чем заставил вас задуматься этот урок?

9. Комментирование оценок.

10.  Домашнее задание. Прочитать рассказ А.Солженицына «Матренин двор». Составить письменно вопросы к нему.

Приложение

СПРАВКА

ДИССИДЕНТ – Тот, кто отступает от господствующего вероисповедания. Тот, кто не согласен с господствующей идеологией; инакомыслящий.

БУР – Барак Усиленного режима, внутрилагерная тюрьма.

ВАГОНКА – лагерное устройство для тесного спанья.

КВЧ – Культурно-Воспитательная Часть. Отдел лагерной администрации, ведающий агитацией, библиотекой, перепиской.

КОНДЕЙ – карцер. Без вывода – содержат как в тюрьме. С выводом – только ночь в карцере, а днем выводят на работу.

ОБЩИЕ РАБОТЫ – главные по профилю данного лагеря, на которых работает большинство зэков и где условия наиболее тяжелы.

ППЧ – Планово-Производственная Часть. От дел лагерной администрации.

ПРИДУРОК – работающий в административной должности ( но бригадир – не придурок) или в сфере обслуживания – всегда на более легкой, привилегированной работе.

С понтом – делая вид.

ФИТИЛЬ (блатн.) – доходяга, сильно ослабший человек.

ШЕСТЕРИТЬ – услуживать лично кому-либо.

ШМОН – обыск.

Рассказ «Один день Ивана Денисовича» был задуман в Экибастузском особом лагере зимой 1950/51. Написан в 1959 в Рязани, где А.И. Солженицын был тогда учителем физики и астрономии в школе. В 1961 послан в «Новый мир». Решение о публикации было принято на Политбюро в октябре 1962 под личным давлением Хрущева. Напечатан в «Новом мире», 1962, №11; затем вышел отдельными книжками в «Советском писателе» и в «Роман-газете». Но с 1971 года все три издания рассказа изымались из библиотек и уничтожались по тайной инструкции ЦК партии. С 1990 года рассказ снова издается на родине.

Образ Ивана Денисовича сложился из облика и повадок солдата Шухова, воевавшего в батарее А.И. Солженицына в советско-германскую войну (но никогда не сидевшего), из общего опыта послевоенного потока «пленников» и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные герои рассказа – взяты из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.

Композиция произведения – хронологическая, близкая по форме к репортажной, очерковой. Но писатель отходит от прямого повествования, создает ретроспективные эпизоды (Иван Денисович постоянно вспоминает годы войны), предоставляет слово «внесценическим» персонажам (например, мы знакомимся с письмом, которое жена Шухова направила своему мужу). Таким образом, движение сюжета приближается к композиционному решению, когда каждый отдельный эпизод живет в произведении как самостоятельный сюжет. Следовательно, композиция повести подчиняется не заранее избранной схеме, а живому течению событий.

Своеобразие языка. В нем просматривается три стилистические группы. Во-первых, это речь самого Ивана Денисовича – крестьянина, человека, большого образования не получившего. Второй пласт речи представлен арготизмами, лагерной «феней»: шмон, придурки и т. д. И, наконец, удивительнейшее языковое явление представляет собой авторская речь. Писатель отыскивает слова редкие, чаще устаревшие, но обретающие под его пером новое звучание.

Карпович С.А., учитель русского языка и литературы

 

Методический портфель: