Искренний разговор с элементами дискуссии «Тропинка к семейному счастью»

Автор: классный руководитель 11 класса Лобач Вера Ивановна

 

Участники: учащиеся старших классов

Актуальность темы:

Одной из актуальных проблем современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Супружеские отношения перестали рассматриваться как продолжение любви и духовного единства. Нарушаются семейные и родовые связи. Вступление в брак и воспитание детей все чаще рассматривается как тяжкое и нежелательное бремя.

Старшеклассникам своевременно и полезно будет предложить вне урока поговорить о семье, подумать над секретом семейного счастья.

Цель: формировать у обучающихся ответственное отношение к созданию семьи и воспитанию будущих детей.

Задачи:

  • формирование понятия о ценности семьи, семейных традиций;
  • духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения;
  • развитие творческих способностей, критического мышления.

Оборудование:

Раздаточный материал (высказывания о семье), маркеры, листы бумаги, видеоролик, статистические данные, стихотворение “Дом” Е. Куменко, листы характеристики

Подготовительная работа: создание видеоролика «Основы семейного счастья» (интервью), статистические данные за последний период о браках и разводах

План проведения:

І. Актуализация темы.

  1. Статистика.
  2. Основные задачи

ІІ. Основная часть

  1. Понятие семьи (вступительное слово)
  2. Обсуждение высказываний о семье современных людей.
  3. Составление характеристики для будущего спутника жизни.
  4. Советы семейного психолога.
  5. Видеоролик-репортаж «Основы семейного счастья».
  6. Из высказываний известных людей.

ІІІ. Работа в группах. Составление схемы «Идеальная семья»

IV. Заключительная часть. Высказывание Ирины Беляевой.

Ход занятия

Эпиграф (скрыт):

Супружество- это искусство и его надо каждый день обновлять.

Р. Тагор.

1. Актуализация.

Учитель:

-Перед вами иллюстративный ряд: дом, дети, вторая половинка, счастье, радость, достаток, взаимопонимание, труд, воспитание, помощь, скандал, недоверие, упрёки, уют…. К какому понятию он относится?

- Если бы вам предложили испечь пирог семейного счастья, какие из этих ингредиентов-понятий вы бы положили в него? (выбирают нужные слова по очереди и прикрепляют)

- Вот такой пирог у нас получился. Я думаю, что все согласятся, что семья, в которой всё это есть, счастливая семья. Казалось бы, коль все так хорошо понимают, что необходимо для семейного счастья, все семья должны быть благополучными и счастливыми, но статистика неумолимо твердит нам обратное.

Статистические данные

Каждый месяц работники Белстата подсчитывают, сколько людей поженилось и развелось в нашей стране. Это соотношение всегда было далеко от оптимистичного, но последние данные оказались совсем уж печальными. В январе этого года на 1000 браков пришлось 930 разводов. В сравнении с прошлым годом эта цифра заметно подросла. В январе прошлого года на ту же тысячу - 673 развода.

- В январе 2012 года по сравнению с январем 2011 года количество зарегистрированных браков уменьшилось на 17% и составило 3508. Количество разводов увеличилось на 14,9%.

  По данным Белстата, лидирует по количеству разводов Гомельская область. Это единственная область, где количество разводов за месяц превысило количество браков. Не отстает в этом вопросе и Минск. За январь этого года на 722 браков здесь было 635 разводов. Реже всего разводятся в Гродненской области. За январь 2012 года на 426 браков здесь пришлось всего 339 разводов.

   Что интересно, расторгают брак реже на селе. Так в сельской местности Минской области на 177 браков только 126 разводов. В Витебской на 113 зарегистрировавших свои отношения - 73 разведенные пары.

  По Сморгонскому району за прошлый год было зарегистрировано 466 браков, а расторгли брак 230 семей. За истекший период 2012 года насчитывается уже 542 брака. Из них 513 в Сморгонском Доме бракосочетания и 29 в сельских советах. Надо отметить, что многие молодые семьи из сельской местности регистрируют свой брак не по месту жительства, а в городе. В общую цифру входит и количество браков с иностранными гражданами – 46. В большинстве случаев это браки с жителями соседних стран, но один брак зарегистрирован с итальянцем. Количество разводов пока не подсчитывалось.

- Вот поэтому главные вопросы нашего занятия: Что такое семья? От чего зависит счастье в семейной жизни? и Как построить счастливую и крепкую семью?

2. Основная часть.

Вступительное слово учителя

Семья является одним из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества.

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение, поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество  не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал.

 Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьёй: «Счастлив тот, кто счастлив в своём доме».

- Что означает слова семья в вашем понимании? (Рассуждения детей)

- Давайте теперь обратимся к словарю и узнаем значение этого слова.

Семья – это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью, которая обеспечивает воспитание детей и призвана удовлетворять другие общественно- значимые потребности.

У:- Общество состоит из людей, подавляющее большинство которых живут семьями.

От того, каким будет самочувствие семьи, зависит состояние всего общества.

Прочитайте высказывания современных людей о семье (раздаточный материал, приложение 2). Ваше право согласиться с ними или не согласиться. Но в любом случае ваше мнение должно быть аргументировано.

Только тот, кто создал семью, испытал настоящее счастье.

Дети отнимают часть жизни у родителей.

Можно жить и реализовать себя без семьи.

Семья превращает человека в раба.

Создание семьи - важнейшая из функций человека как члена общества.

Главное предназначение жизни человека - создание семьи и воспитание детей.

Хорошее дело браком не назовут.

Семья - пережиток прошлого, главное - личная свобода.

Обсуждение, выводы.

У: - Какое высказывание вы хотели бы сделать эпиграфом нашей встречи? Почему?

 На доске оформляется эпиграф, предложенный обучающимися.

У: - Все люди хотят жить счастливо. Каждый понимает счастье по-своему, но есть такое понятие как семейное счастье. Что это такое?

Обучающиеся предлагают свои объяснения.

У: Счастье строят как дом из кирпичиков, идут к нему, преодолевая препятствия и сложности на пути. Какими же  качествами должен обладать человек, чтобы построить семейное счастье. Девочки подготовят характеристику будущего мужа, каким он должен быть в их понимании, а мальчики  - будущей жены, с которой вы хотели бы связать свою жизнь.

Познакомьтесь с характеристиками, которые с давних времён у нормальных людей считаются присущими хорошей жене и хорошему мужу. Многое ли у вас совпало? Присвойте каждой из характеристик порядковый номер по степени значимого для вас. Самая значимая характеристика получает 1 место  и т. д.

Характеристики

 

Жены

Работящая

Послушная

Скромная

Любящая

Весёлая

Заботливая мать

Умеющая вкусно готовить

Почитающая родителей мужа

Преданная

Умная

Красивая

Ласковая

 

 

Мужа

Щедрый

Добрый

Умный

Ласковый

Сильный

Любящий

Верный

Работящий

Заботливый отец

Весёлый

Трезвенник

Спортивный

 

(выявить три наиболее часто встречающиеся характеристики, которым были присвоены первые порядковые номера. Обсудить их.)

Огромное значение в семье придаётся роли женщины, так как именно от её действия зависит нравственная и социальная сила, которая является основой семьи.

 Женщина, писал Н. Некрасов, великое слово. В ней чистота девушки, в ней самоотверженность подруги, в ней подвиг матери».

Основная задача мужа - сделать всё, чтобы в семье был покой и счастье.

 У: Мы выбираем вторую половинку сами. И вот выбрали ту или того, кто полностью соответствует вашим критериям, а семейного счастья всё равно нет. Почему? На чём же основываются счастливые браки?

Семейные психологи провели опрос молодых пар, которые собирались вступить в брак и выявили 6 основных критериев, которые, по мнению этих пар, являются основополагающими для  создания семьи.

  1. Для создания семьи достаточно одной лишь любви.
  2. Противоположности притягиваются.
  3. Меня сделает счастливой он, а я – его.
  4. Люди со временем привыкают друг к другу.
  5. Избранник должен полностью соответствовать моему идеалу.
  6. Деньги – это не важно, главное любовь.

Предлагаю обсудить эти критерии

- Сегодня у нас в гостях психолог Ольга Михайловна. Она и поможет разобраться в правоте данных суждений.

Как видим, большинство молодых пар, создавая семью, имеют неправильное представление о том, на чём основывается счастливый брак. На мой взгляд, и по утверждению тех же психологов, только те пары, которые прожили в браке не один десяток лет, могут дать хороший совет по созданию счастливой семьи. Я предложила обратиться с этим вопросам к жителям нашего агрогородка . Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Видеоролик

У: - Счастье семьи зависит от того, как супруги относятся друг к другу.

Учитель открывает первый эпиграф.Супружество - это искусство и его надо каждый день обновлять». Р. Тагор)

У:- Назовите основы этого искусства (взаимная любовь, согласие, уважение, взаимопонимание, доброта…)

Стихотворение «Дом» Е. Куменко читает ученица.

Мимо текла и текла река,

Плыли куда-то облака.

Шёл человек, была дорога нелегка.

А человек мечтал о том,

Что он построит где-то дом

И поселится счастье с ним

В доме одном.

Если, бывало, он сдавал,

То неизменно напевал

Песню любимую свою -

Ту, что пою.

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Даже и стулья за столом -

Это не дом.

Дом- это там, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Радостным, добрым, нежным, злым

Еле живым…

Дом – это там, где нас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом.

 

У: - Крепкая семья та, что держится на уважении, любви, взаимопонимании. Настоящей же семьей она станет… Продолжите фразу (когда в ней появятся дети). Вот что по этому поводу сказал писатель Алексей Острогорский.

«...Семья, строго говоря, только тогда семья, когда в ней есть дети, иначе супружеское сожитие неполно, без родителей и детей нет полноценной семьи...

Нормальная семья представляется нам союзом, в котором при всей индивидуальности ее членов царят дружественные отношения, взаимная поддержка и помощь, неразделимость радостей и горестей - словом, совместный труд с целью сделать жизнь и лучше, и легче.

Дети в семье не первые и не последние, а равноправные члены ее. Но появление их в семье составляет событие, с которого начинается новая полоса жизни. Если бездетные муж и жена имеют право искать свое личное счастье в той мере, в какой оно доступно людям, создавшим семью, то дети вносят в их жизнь альтруистический элемент, который суживает рамки эгоистического счастья, открывая горизонты в других направлениях.

Дети порождают много забот, огорчений, лишений, но зато дарят и много радостей, недоступных бездетным супругам. В настоящем месте следует прежде всего указать, что дети вызывают необходимость строже относиться к самим себе, к взаимным  отношениям, к своим отношениям к детям... к родным., к друзьям.

Справедливо говорят, что, воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя, ибо присутствие детей часто служит уздой против распущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда, чтобы придать жизни больше порядка, удовлетворить разнообразным запросам и потребностям, материачьным и духовным...»

- Как вы прокомментируете высказывание Алексея Островского? Можем ли мы полностью согласиться с ним?

У: Я предлагаю вам высказывания великих людей, но в них отсутствуют словосочетания. Постарайтесь восстановить изначальный текст.

Главный смысл и цель семейной жизни - (…). Главная школа воспитания детей - (…). В.А.Сухомлинский.

(воспитание детей; это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери).

Работа в группах

 У:- Подведем итоги нашего разговора. Пройдет еще несколько лет, и вы задумаетесь над созданием своей семьи. Каждый , я надеюсь, постарается построить крепкую и дружную семью. Вы сейчас попробуете оформим схему «Идеальная семья», в которой дадите ответ на такие вопросы

Вопросы детям:

  • В каком доме вы хотели бы жить?
  • Как сохранить тепло дома?
  • Какая семья считается счастливой?

Каждая группа защищает свою схему, высказывает собственные позиции.

 

  1. Заключительная часть.

У: - Как вы думаете, ребята, почему я в начале нашей встречи сравнила счастливую семью с пирогом?( рассуждения детей)

У: - У каждой хозяйки по одному и тому же рецепту, из одних и тех же ингредиентов получает свой пирог. Зависит это от того, сколько любви, старания, тепла и сил вложила она в приготовление. Так и в семье, какой она будет зависит от каждого из нас.

Я всегда вам говорю и повторю ещё раз. Каждый из вас должен быть лидером не только в коллективе, компании, но и дальнейшей вашей жизни. От того, как вы оцениваете себя, какими вы знаниями обладаете, какие цели перед собой ставите, сколько сил, старания, любви, энергии прикладываете, чтобы реализовать намеченное, как относитесь к другим, зависит ваше дальнейшее будущее. В том числе и ваша будущая семья.

   Закончить нашу встречу хочется еще одним высказыванием от Ирины Беляевой, которое как нельзя лучше подходит к сегодняшней нашей встрече.

«Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры.

Всё очень хорошенько перемешайте.

Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути».

И так, Семья – это, прежде всего, любовь, терпение, уважение, это верность, это наша память.

У: -Желаю вам крепкой, счастливой семьи.