Аналитическая справка об итоговых результатах реализации инновационного проекта «Внедрение современных педагогических технологий самоопределения и самореализации учащихся в открытом социокультурном пространстве» (cроки реализации: 2011-2013 годы)

Педагогический коллектив государственного учреждения образования «УПК Сельский  ясли-сад - средняя школа» работает с 1 сентября 2011 года над реализацией проекта «Внедрение современных педагогических технологий самоопределения и самореализации учащихся в открытом социокультурном пространстве». Консультантом проекта является Мойсейчук С.Б., кандидат  педагогических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента  социально- культурной деятельности  Белорусского государственного университета культуры и искусств, которая осуществляла научно-методологическое и практико-ориентированное обеспечение. Сроки реализации проекта: сентябрь 2011г. – май 2013г. На сегодняшний день педагогический коллектив находится на завершающем (обобщающем) этапе.

 Социальный заказ общества на выпускника общего среднего образования как коммуникабельной, творчески активной, высококультурной личности приводит педагогов к поиску тех средств, методов обучения, которые способствовали бы формированию таких качеств у школьников.

Современные педагогические технологии самоопределения и самореализации учащихся, согласно многочисленным исследованиям, обладают значительным потенциалом, который способствует усилению воспитательных воздействий на личность ребенка, развитию его творческих способностей.

В педагогике накоплен значительный арсенал образовательных технологий, однако большинство из них относятся к технология обучения. Процессы формирования личностных качеств, усвоение школьниками способов жизнедеятельности и самореализации в данных технологиях, как правило, рассматривается несистемно. Кроме того, эти процессы вообще трудно поддаются технологизации. Такая ситуация вынудила педагогов заняться поиском интегративных (педагогических и социально-культурных) технологий формирования развития личности, её самоопределения и самореализации, что и обусловило актуальность и новизну исследуемой проблемы для нашего учреждения образования, а также системы образования Республики Беларусь.

Целью проекта являетя самоопределение и творческая самореализация  учащихся в открытом социокультурном пространстве средствами современных педагогических технологий самоопределения и самореализации.

Для достижения обозначенной цели было необходимо решить следующие задачи:

  1. Освоить современные педагогические технологии, которые обеспечивают приобретение знаний, развитие умений и навыков, личностных качеств и способов деятельности, необходимых для самоопределения и самореализации.
  2. На основе современных педагогических технологий и технологий социально-культурной деятельности, их отдельных элементов, спроектировать целостную образовательную технологию формирования самоопределения и самореализации личности.
  3. Разработать и обосновать педагогические, социально-культурные условия функционирования современных технологий самоопределения и самореализации учащихся в процессе организации учебной и досуговой деятельности.
  4. Обеспечить непрерывное повышение квалификации педагогов по теме проекта через организацию постоянно действующих семинаров и тренингов.
  5. Спроектировать образовательную социальную среду как совокупность условий, способствующих созданию пространства самоопределения и самореализации ребёнка и его сотворчества с педагогами и родителями, представителями социума.
  6. Включить учеников в активную социально-культурную жизнь агрогородка через их участие в доступных возрасту ценностно-значимых формах деятельности.
  7. Внедрить программу использования современных педагогических технологий и технологий социально-культурной деятельности.
  8. Подготовить методические рекомендации по теме проекта.

Принципами организации деятельности  по реализации инновационного проекта стали целевая ориентация проекта на обеспечение конечных целей, полнота цикла управления проектом, поэтапность инновационных процессов и процессов управления, многовариативность при выработке управленческих решений, системность, комплексность, общественная значимость, ресурсное и технологическое обеспечение.

Были использованы деятельностный, компетентностный,  индивидуальный и дифференцированный, эргономический подходы.

Готовность коллектива к реализации данного проекта подтверждается ресурсным обеспечением, мотивацией педагогов к инновационной деятельности, имеющим опытом как участника  республиканской инновационной площадки  «Внедрение модели школы-центра по формированию социальных компетенций учащихся»,  взаимодействием школы  с Домом  культуры, православной церковью, районным центром творчества детей и молодежи.  Речь, в первую очередь, идет об актуализации ресурсной базы как собственно образовательной деятельности, так и социально-культурной, представляющей учащимся и педагогам широкий выбор разнообразных технологий.

Важно было выявить степень готовности педагогического коллектива работать в инновационном режиме. Для этого проведено анкетирование учителей-инноваторов с целью выявления отношения к инновациям и факторов, стимулирующих и препятствующих развитию и саморазвитию педагогического коллектива.

Большинство педагогов убеждено (75%), что инновации повысят эффективность работы и помогут стимулировать учеников к большей активности в образовательном процессе. Среди трудностей по внедрению выделяются отсутствие благоприятных материальных условий (25%), достаточного количества времени (50%), адаптации планов и программ к требованиям инновационного процесса (25%). Практическое использование новшеств учителями предполагается через организацию методической работы в школе (75%) и самообразование (25%). Большинство опрошенных убеждены в целесообразности введения новшеств и отмечают важность влияния материального стимулирования на освоение инноваций (75%).

Исследование показало, что 75% опрошенных учителей готово работать в  инновационном режиме.

В 2011году на диагностическом этапе реализации проекта было проведено психологическое исследование ценностно-мотивационной сферы учеников 9-11 класса  с помощью   методики М. Рокича «Ценностные ориентации», предназначенной для изучения ценностных ориентаций посредством ранжирования.

Результаты исследования показали, что такая ценность, как «здоровье» устойчиво занимает первое место в исследовании ценностных ориентаций. Молодые люди ценят своё здоровье, видимо, не только  как условие всестороннего развития человека, но и  как экологическую ценность, важный фактор производства, естественное условие его осуществления. «Любовь» и «наличие хороших и верных друзей» заняли второе и третье места, что вполне соответствует важности этих жизненных сфер для юношей и девушек периода ранней юности. Предпочтение ценности «счастливая семейная жизнь» возможно связано с тем, что в современных социальных условиях повышается ценность семьи в обществе в целом. Неудивительным является и высокое место такой ценности, как «материально обеспеченная жизнь», что подтверждает изменившийся приоритет ценностей в современном обществе, крен в сторону материальных, экономических  ценностей, а не духовных. На последнем месте находится такая ценность, как «красота природы и искусства». Данный показатель подтверждает прагматизм современной жизни, в которой ценят, прежде всего, вещи, имеющие непосредственный смысл, выгоду и результаты. Настораживает тот факт, что такая область жизни, как «творчество» заняла 16 место.   Отвержение ценности творчества усиливает стереотипность реакций и неумение видеть разнообразные выходы из сложившихся ситуаций.  Наличие инструментальных ценностей даст возможность молодому человеку адаптироваться в новых социальных условиях. Ведущими из них являются «воспитанность», «образованность», «честность», «независимость», «жизнерадостность», которые  занимают первое место в исследовании ценностных ориентаций. Последние места заняли такие ценности, как «непримиримость к недостаткам», «исполнительность», «высокие запросы», «широта взглядов».

Таким образом, ценностные ориентации школьников представлены, в основном, собственной личностью, не просматривается в них   стремление к совершенству, творческому росту, внутреннему культурному развитию.

С августа 2011 по март 2013 года реализованы мероприятия в соответствии с задачами подготовительного, проектировочного, диагностического и практического этапа, программой и календарным планированием инновационной деятельности.

В учреждении образования была создана эффективная система управления реализацией инновационного проекта. Мотивами для педагогического коллектива явилось чёткое видение и разъяснение идеи инновационного проекта, прозрачность деятельности, творческая обстановка и постоянное ощущение успеха. Была создана инновационная команда, включающая педагогов первой и высшей категории,  дана установка педагогам на системную   работу по внедрению нового, отслеживанию промежуточных и итоговых результатов, целенаправленной корректировке деятельности. Грамотное распределение функциональных обязанностей между членами инновационной команды, чёткая постановка целей перед каждым из них как важнейшее условие успешного начала и продолжения инновационной деятельности было закреплено приказом директора учреждения образования. Причём, в инновационную деятельность  включен весь коллектив, в той или иной мере каждый педагог (Приложение 3)     

Учителя-инноваторы познакомились с педагогическими технологиями, которые обеспечивают приобретение знаний, развитие умений и навыков, личностных качеств и способов деятельности, необходимых для самоопределения и самореализации. В том числе такие, как технология вероятностного обучения (формирование авторской позиции ребёнка в культуре, помощь в приобретении способности заявить себя в мире культуры вести диалог с культурой, развития потребностей в самореализации),  Дальтон - технология (обеспечение свободного самоопределения учащихся на деятельность, их самостоятельность и сотрудничество), технологии коллективного способа обучения,   критического мышления, личностно ориентированные технологии обучения, которые создают условия для обеспечения собственной учебной деятельности, учёта и развития их индивидуальных особенностей, социально-культурные технологии (культуроохранная, культуротворческая, рекреационная, досуговая) и другие.

Участники проекта пришли к выводу о необходимости интеграции педагогических технологий, их отдельных элементов в целостную образовательную технологию формирования самоопределения личности.

В основу проектирования данной технологии были положены идеи А.А.Ухтомского, известного русского физиолога, академика, автора учения о фундаментальном общебиологическом принципе доминанты. Многочисленные теоретические предположения учёного нашли своё подтверждение и в педагогике.

Образовательную цель формирования самоопределения школьников педагогическими средствами участники проекта конкретизировали как цель формирования доминантной установки на самоопределение и самореализацию личности. Образовательная технология самоопределеиия и самореализации личности включила три целостные подсистемы – «Теория», «Практика», «Условия».

По мнению педагогов-инноваторов, подсистема «Теория» является важной составляющей технологии самоопределения и самореализации, потому что учащиеся должны знать теоретические основы процесса самоопределения и самореализации. С этой целью были введены факультативные занятия «Давайте жить в мире и согласии», «Семь Я», «Человек в свете семейных отношений», «Основы выбора профессии», кружковые занятия «Познай себя», «Подросток», «Мой выбор».

Подсистема «Деятельность» обеспечивает действенную направленность технологии самоопределения и самореализации. Решающее значение для возникновения и формирования доминанты самоопределения и самореализации имеет то,  как удовлетворяются потребности школьника в опыте жизнедеятельности, который приобретается в продуктивных, творческих видах деятельности, самореализации.

В рамках проекта была организована работа по включению учащихся в социально-культурную жизнь агрогородка через активное участие в доступных для их возраста формах деятельности: месячник по благоустройству «Красота вокруг нас», экологические акции «Цвети, мой край!», «Мы за чистоту родного края!», «Мусор и ёго вторая жизнь», экспедиция «Чистый лес».

Учащиеся школы являются участниками любительского объединения «Девичьи секреты», фольклорного и драматического кружков при сельском Доме культуры, факультативов «Ритмика и танец», вокального и фольклорного кружков, театра кукол от Сморгонского районного центра творчества детей и молодёжи.

В ходе реализации разработаны туристические маршруты, в том числе, виртуальные «Звёздный поход», «Родные горизонты», «Малоизвестные страницы Сельского края», создана исследовательская работа «Тайны малой родины».

Организованы факультативные занятия «Творческая мастерская», «Декоративно-прикладное искусство Беларуси». Проведены выставка-ярмарка «Рождественская звезда», тематические выставки «Белорусский сувенир», «Волшебство славянских кукол», «Весенний сад». Работает “Сувенирная лавка” (изготовление сувениров, поздравительных открыток для родителей и учителей, пожилых людей, победителей различных конкурсов, детей из многодетных и малообеспеченных семей, а также сувениры могут приобрести просто желающие). Практикуется изготовление сценических костюмов для выступления  вокальной группы, оформление зала для праздников.

Проведены театрализованные праздники «Коляды», «Масленица», праздники детского творчества «Осенние мотивы», «В гостях у Осени», «Зимние фантазии», конкурсно-развлекательные и тематические вечера и дискотеки в Доме культуры, концерты для тружеников села и родителей.

Стала системой разработка локальных проектов. Экологический проект «Берёзкины слёзы» и краеведческий проект «Вот моя деревня…» реализуются в рамках работы районной педагогической студии.

Разработаны экологический проект «Оценка качества воды в роднике»,  проекты по энергосбережению «Энергосбережение – долгосрочный вклад в будущее», «Энергосбережение доступно всем».

Созданы видеоролики, выпущены информационные листовки и буклеты, призывающие к бережному отношению.

Подсистема «Условия» обеспечивает создание педагогических условий для самоопределения и самореализации личности учащихся. Среди условий, наиболее благоприятных самоопределению и самореализации учащихся, педагоги-инноваторы называют ресурсное обеспечение процесса самоопределения и самореализации; создание интегральной технологии самоопределения и самореализации учащихся на основе современных педагогических, социально-культурных технологий, методик, их элементов; управление инновационными процессами; создание социокультурного образовательного пространства.

Коллектив школы готов обеспечить процесс самоопределения и самореализации своих воспитанников. Педагоги    мотивированы на  инновационную деятельность. Организована работа факультативных занятий и кружков в соответствии с интересами и запросами учащихся. Имеется современное мультимедийное обеспечение и спортивная база, налажено эффективное взаимодействие со структурами социума, а также используется богатый историко-этнический и краеведческий потенциал региона (школьный историко-краеведческий музей, музейная комната в сельском Доме культуры), культурные центры (Дом культуры, филиал музыкальной школы, сельская библиотека).

Созданы необходимые условия для повышения методологической культуры педагогов путем самообразования учителей, проведения психолого-педагогических семинаров, теоретических семинаров, семинаров-практикумов, фестиваля педагогического мастерства «Современные педагогические технологии для развития личности учащихся», круглого стола «Роль внеклассной и внешкольной работы в развитии индивидуальных способностей учащихся».

Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности представлено комплексом мероприятий диагностического, обучающего, исследовательского характера (оказание методической помощи педагогам, исполняющим обязанности  классного руководителя, учителям-предметникам, проведение  диагностики и просвещения педагогического коллектива, родителей, учащихся, изучение психолого-педагогической литературы по тематике проекта, проведение заседаний психолого-педагогического семинара).  Обеспечено информационно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности. Так, работал теоретический семинар  «Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности» (Приложение 6), психолого-педагогический семинар  «Совершенствование инновационной культуры педагога».

В процессе реализации проекта большое внимание было уделено технологическому обеспечению самоопределения и самореализации. Так, учебные и факультативные занятия, воспитательные мероприятия Зора О.М., учителя трудового обучения, Карповича А.Ю., учителя истории, Карпович С.А., педагога социального, Кажарнович О.Ю., учителя биологии и химии, Козел О.М., педагога-психолога, Лобач В.И., учителя белорусского языка и литературы, Латош Н.Э., учителя белорусского языка и литературы, Счастной С.Ф., учителя начальных классов, Янович И.В., учителя музыки, отличались развивающим, личностным и практико-ориентированным характером обучения и воспитания, широким применением деятельностного, системного, индивидуального подходов. Учебный материал, как правило, имел общекультурное значение и представлял личностную значимость для учащихся. Возможность максимально обеспечить самореализацию учащихся осуществлялось через коллективно-творческую, игровую деятельность, использование таких методов и форм, как диалогическое общение, педагогическая поддержка, этическая защита, ситуация успеха, проектные, исследовательские, дискуссионные способы организации образовательной деятельности.

Практическая реализация проекта основывалась на системной работе учителей-инноваторов, отражённой в дневниках педагогических наблюдений.

Обобщён опыт работы педагогов и выпущены информационно-методические материалы «Будущее - это мы» (автор Счастная С.Ф., учитель начальных классов), «Воспитание лидера через проектную деятельность» (автор Лобач В.И., педагог-организатор), «Ад прадзедаў спакон вякоў…» (автор Гривицкая Т.В., заместитель директора по воспитательной работе), «Шестой день: возможность для формирования субъективной коррекции личности» (автор Камыно О.А., педагог-организатор).

Успех реализации проекта заключался в управлении инновационными процессами. Так, в школе оптимальная модель управления инновационной деятельностью включила такие новые структуры, как студия, целевые творческие группы, группы поддержки инноваций, Центр социально-культурной деятельности, который ведёт работу по созданию модели открытого образовательного социокультурного пространства и его сотрудничеству с педагогами, родителями, представителями социума.

Вопросы самоопределения и самореализации учащихся в открытом социокультурном пространстве были изучены на совещаниях при директоре, педагогическом совете («Об итогах летнего отдыха дошкольников и учащихся», «О взаимодействии семьи, школы и учреждений культуры в организации досуговой деятельности учащихся», «О результатах реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение современных педагогических технологий самоопределения и самореализации учащихся в открытом социокультурном пространстве»).

Работа над проектом показала, что именно культурно-образовательное пространство интегрирует социально-культурный потенциал образования и определяет направленность, динамику, характер, степень и глубину процессов социализации и индивидуализации ребёнка, его образовательного движения в приобретении гуманистических ценностей и смыслов, самоопределения и творческой реализации.

Создание модели открытого социокультурного образовательного пространства осуществлялось в соответствии с рекомендациями Светланы Борисовны Мойсейчук, профессора кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Белорусского государственного университета культуры и искусств, консультанта проекта. Светлана Борисовна обозначила принципы для возможной актуализации и реализации социокультурного потенциала образовательной среды: принципы индивидуализации культурно-образовательных траекторий развития личности, целостности социокульного образовательного пространства, социально-культурного проектирования образовательного пространства, проблемно-целевой ориентации педагогического процесса, культуросообразности образовательного процесса.

Таким образом, взаимообусловленное функционирование трёх подсистем «Теория», «Практика», «Условия» обеспечивает достижение образовательной цели – формирование личности с доминантной установкой на самоопределение и самореализацию, о чём свидетельствуют результаты воспитанников школы.

Для учащихся нашей школы проектно-исследовательская деятельность является приоритетной, в ходе которой успешно решались задачи по формированию самоопределения и самореализации учащихся. Исследовательская работа «Заметки юного путешественника» (3 место), экологические проекты «Живи, родник!» (1 место) и «Цветочная палитра белорусской земли» (3 место в номинации «Будущее – это мы!») были признаны на республиканском, областном уровне.

Для определения динамики итоговых результатов инновационной деятельности было проведено анкетирование учителей, учеников, родителей, также использовался метод наблюдения над разными возрастными группами учащихся.

Результаты анкетирования учителей по определению уровня новаторства показали, что 81,3%  учителей отнесли себя к группе, в которой все поглощены новшествами, постоянно ими интересуются, всегда воспринимают и внедряют их первыми. 14,2% опрошенных интересуются новшествами, но не внедряют их вслепую, рассчитывают на целесообразность нововведения.  Считают, что новшества следует внедрять сразу после  их успешной апробации в условиях, близких к нашим. 4,5% воспринимают новшества как важное явление, но большой инициативы не проявляют. В целом, учителя положительно оценивают инновационные процессы, происходящие в учреждении образования.

Опрос родителей учащихся свидетельствует о положительном отношении к образовательному процессу, в том числе к инновациям, которые происходят в учреждении.

По итогам реализации проекта для психологического исследования ценностно-мотивационной сферы учеников 9-11 класса была повторно применена методика М. Рокича «Ценностные ориентации», предназначенная для изучения ценностных ориентаций посредством ранжирования.

Результаты исследования показали, что такая ценность, как «здоровье» осталась на первом месте в исследовании ценностных ориентаций. «Любовь» и «наличие хороших и верных друзей» вновь заняли второе и третье места. Предпочтение ценности «счастливая семейная жизнь» возможно связано с тем, что в современных социальных условиях повышается ценность семьи в обществе в целом. Высокое место такой ценности, как «материально обеспеченная жизнь», что подтверждает изменившийся приоритет ценностей в современном обществе, крен в сторону материальных, экономических  ценностей, а не духовных. Но с последнего места поднялась такая ценность, «красота природы и искусства». На две позиции поднялось «творчество». Данный показатель показывает, что у старшеклассников произошёл небольшой отход от прагматизма современной жизни, в которой ценят, прежде всего, вещи, имеющие непосредственный смысл, выгоду и результаты. Школьники видят ценность творчества и ищут возможность находить разнообразные выходы из сложившихся ситуаций. Ведущими инструментальными ценностями остались «воспитанность», «образованность», «честность», «независимость», «жизнерадостность». Чуть выше поднялись «исполнительность» и «широта взглядов». Таким образом, ценностные ориентации школьников изменились, в них просматривается стремление к совершенству, творческому росту, внутреннему культурному развитию.

Кроме этого, наблюдения   за учащимися в деятельности показали, что у них происходит осознание ценности собственных интересов, вкусов, оценок и приобретение опыта всевозможных культурных практик. Характерно социокультурное самоопределение учащихся на всех этапах развития. Так, обучающимся (до 6 лет) характерна культурная деятельность через включение в различные виды и жанры искусства. До 12 лет - развитие размышляющего и практического отношения к среде, окружению и самому себе; становление своего собственного интереса; осознание ценности собственных интересов, вкусов, оценок. До 15 лет - самостоятельность действий; связь культурной деятельности с подростковой и молодежной субкультурой. принятие-непринятие среды. 16-18 лет - приобретение опыта всевозможных культурных практик, овладение профессиональными навыками.

В процессе реализации проекта произошла смена типа педагогического мышления учителей-инноваторов от репродуктивного – к продуктивному, от исполнительского – к творческому, от установки на трансляцию знаний - к самостоятельному конструированию образовательного диалога. Учителя освоили современные технологии социально-культурной деятельности учащихся, наблюдается положительная динамика культурного развития. Об  этом свидетельствует изучение мнений учеников, родителей о работе учителя.

Наблюдается стабильность показателей здоровья учащихся. Повысилось качество образовательной деятельности, уровень воспитания и обучения. Средний балл  качества знаний по итогам 2 четверти составил 6,99 и 56,9%. Ученики стали победителями и призёрами различных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, что способствует их самореализации и самоопределению.

Новизна создаваемой педагогической системы обусловлена наличием  обновленных целей и задач деятельности, системы ценностей школы и педагогического коллектива, активной социокультурнй деятельностью коллектива, технологическим обеспечением образовательного процесса и созданием интегративной технологии на основе   идеи А.А.Ухтомского о доминанте.

Наблюдается удовлетворенность учащихся, учителей, родителей результатами   инновационной деятельности.

Повышается имидж школы агрогородка как центра социокультурного и творческого развития ребенка. Учреждение стало призёром районного соревнования среди учебно-педагогических комплексов за 2012 год (2 место).

Ознакомление с опытом инновационной деятельности ведётся через методическую систему района. Участие в районном фестивале инновационных идей (1 место в номинации «Опыт информационно-методического сопровождения инновационной деятельности»), областном фестивале «Инновационная школа: информационный и аналитический портрет» (творческий отчёт «Опыт использования современных педагогических технологий самоопределенияи самореализации учащихся в открытом социокультурном пространстве»).

Публикации об опыте учреждения образования по реализации республиканского проекта Борейко В.В., методиста Сморгонского районного учебно-методического кабинета, в районной газете «Светлы шлях» от 8 февраля 2013 года, «Настаўніцкай газеце» от 12 марта 2013 года «Дамінантная ўстаноўка на самавызначэнне і самарэалізацыю».      

Электронное приложение  к аналитической справке  содержит следующие материалы: С.Б.Мойсейчук «Принципы функционирования социокультурного образовательного пространства развития личности», «Программно-средовой подход к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса», исследовательская работа «Тайны малой родины», краеведческий проект «Вот моя деревня…», урок белорусской литературы в 6 классе, экологический проект «Цветочная палитра белорусской земли», выставку декоративно-прикладного искусства, презентацию «Мусор и его вторая жизнь», видеоролик «Живи, родник!»

Результаты реализации проекта позволяют сделать  следующие выводы:

1. Инновационная деятельность в учреждении образования является одной из важнейших составляющих работы педагогического коллектива, чем создаются конкурентные преимущества, высокая мотивация кадров и условия для повышения качества образования.

2. Выполнены задачи на всех этапах  реализации проекта.

3. Расширена теоретическая база социально-культурной деятельности за счет раскрытия сущности технологий как средства самоопределения и самореализации учащихся, саморазвития и самосовершенствования их личности и включения в культурно-ценностные  и социально-значимые формы творчества.

4. Доказана целесообразность внедрения современных технологий самоопределения и самореализации учеников посредством предоставления ребенку выбора, обеспечение “пробы сил” в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности (участие в работе сообществ),  использования методической, материально-технической и творческо-художественной базы школы, совместной творческой деятельности детей и взрослых.

5.Выявленные условия функционирования современных педагогических технологий самоопределения и самореализации учащихся в рамках организации досуговой деятельности школьников позволяют проектировать воспитательную работу в школе с учетом индивидуально-личностных особенностей детей на основе активного включения их в социально-культурную и творческую деятельность.

6. Подтверждена эффективность внедрения современных технологий самоопределения и самореализации учащихся в соответствии с программой инновационной деятельности и календарным планом работы.

Сформулированные выводы являются  доказательством того, что  данный проект является  актуальным не только для нашего учреждения образования, но и для других социально-культурных институтов и учреждений агрогородка и  требует продолжения его реализации

Такая необходимость обусловлена следующими причинами:

1. Недостаточно полно освоены современные образовательные технологии, на основе которых происходит интеграция в целостную технологию самоопределения и самореализации. Дальнейшее  изучение   современных образовательных технологий, процессов интеграции позволят дополнить модель использования технологий самоопределения и самореализации учащихся новыми компонентами и содержанием.

2. Подсистема «Теория» должна представить  учебный курс, разработанный с учетом возрастных возможностей и направленный на психологию личности, саморегуляцию, самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение и самореализацию, включая 1-11 классы.

3. Формирование у учащихся доминанты на самоопределение и самореализацию потребует оптимизации культурно-образовательной среды жизнедеятельности ребёнка через активное использование современных инновационных социально-культурных технологий, реализующих такие принципы, как

3.1. Принцип индивидуализации культурно-образовательных траекторий развития личности, который вытекает из общей гуманистической направленности педагогики, исповедующей отношение к человеку как высшей ценности и утверждающей самоценность каждого этапа его жизнедеятельности.

3.2. Принцип  целостности социокультурного образовательного пространства, который обеспечивает интеграцию социально-культурных усилий различных субъектов образовательного пространства, социально-культурных институтов, участвующих в воспитании, социализации и инкультурации личности – семьи, образовательного учреждения, учреждений социально-культурной сферы, средств массовой информации и коммуникации и т.д.

3.3. Принцип  социально-культурного проектирования образовательного пространства. Под социально-культурным проектированием понимается специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность.

3.4. Принцип  проблемно-целевой ориентации педагогического процесса. Реализация данного  принципа предполагает стимулирование нормативной (т. е. идеальной, требуемой) активности учащихся на различных этапах воспитательного процесса, выстраивание содержания воспитательного процесса в соответствии с  их актуальными проблемами, поиск нестандартных способов и путей  решения,  опора на широкую ресурсную базу и вовлечение в педагогический процесс всех заинтересованных субъектов.

3.5. Принцип культуросообразности, культуроцентричности образовательно-воспитательного процесса, который способствует оптимальному взаимодействию таких ценностей как личность – культура – творчество.

Опора на вышеизложенные принципы диктует необходимость задействовать ресурсы как собственно образовательной деятельности, так и культурно-досуговой сферы.  Реализация вышеизложенных принципов невозможна без постоянного педагогического  и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.    

4. Успешные результаты работы учреждений образования по реализации инновационного проекта стали основанием для ее включения в качестве экспериментальной для выполнения      задания К-07: «Разработать технологии социокультурной деятельности учреждений культуры в агрогородках Республики Беларусь. Создать информационный ресурс «Социокультурная деятельность: культуротворческие, этнокультурные, информационно-познавательные, рекреационные и анимационные технологии» в рамках государственной программы «Культура Беларуси» (2011-2015 г.г.).

Продолжение реализации проекта совместно с кафедрой менеджмента социально-культурной деятельности УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств», которая является исполнителем задания К-07, несомненно, обогатило бы открытое культурно-образовательное пространство агрогородка «Синьки»  инновационными технологиями самоопределения, самореализации и, что наиболее значимо, саморазвития личности, которые обеспечат эффективность процессов социализации, аккультурации и инкультурации в открытом культурно-образовательном  пространстве агрогородка. Существенным представляется и то, что продолжение проекта будет нацелено на поворот всего учебно-воспитательного процесса к развитию творческой и социальной  активности учащихся, ответственности,  формированию у них способностей к проектной деятельности.

Аналитическую справку составила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Жалевич Г.К.

Методический портфель: